Як підвищити кваліфікацію
у центрі прогресивної освіти "Генезум"?

header
  • збірник матеріалів
  • публікація на сайті genezum.org безкоштовна
  • заочна участь
  • для закладів загальної середньої освіти
  • для закладів дошкільної освіти
  • Сертифікат - 5 год, 0.05/0.1 ЄКТС
ПЕРЕЙТИ
header
  • постійний доступ
  • можна проходити у будь-який час
  • дистанційне навчання
  • для закладів загальної середньої освіти
  • для закладів дошкільної освіти
  • Сертифікат - 16/30 год, 0.5/1 ЄКТС
ПЕРЕЙТИ
header
  • безкоштовний перегляд
  • інтерактив зі спікером
  • онлайн формат
  • для закладів загальної середньої освіти
  • для закладів дошкільної освіти
  • Сертифікат - 2 год, 0.06 ЄКТС
СКОРО

І.ВСТУПЛЕНИЕ

Необходимость формирования медиаграмотности ученика в Новой украинской школе

Школьный возраст каждого человека – это начало осознанного восприятия окружающего мира, когда закладываются критерии добра и зла, любви к родной стране, чувства толерантности и уважения к другим, способности сопереживать и проявлять терпимость к разным позициям, мыслям, чувствам. Этот возраст – один из основных этапов, на котором происходит осознание своего гражданского долга на основе национальных и общечеловеческих ценностей, утверждение качеств гражданина – патриота для и приумножения культурного и творческого потенциала нашего народа.

Какие же личностные ценности преобладают у подрастающего поколения сегодня? Какое информационное пространство вокруг наших учеников?  Как подготовить новое поколение к жизни в современных условиях?

В Концепции Новой украинской школы, в типовых образовательных программах мы отмечаем ориентацию на формирование медиа грамотности ученика. Это обусловлено стремительным развитием информационно – коммуникационных технологий и системы масс-медиа.                     

Действительно, наши дети практически живут в цифровом пространстве, которое, увы, нельзя охарактеризовать как безукоризненное. На первое место среди источников информации об окружающем мире выходят глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пресса, то есть все то, что принято называть средствами массовой информации и коммуникации. В силу возрастных особенностей и недостаточного жизненного опыта ребенок оказывается неприспособленным к приему и осмыслению огромного потока информации, но его привлекают яркие, неожиданные образы, современные сюжеты, модели поведения. Любой медийный продукт - это своего рода реклама определенного образа жизни, тех или иных ценностей. Специально или непроизвольно медиа создают в глазах аудитории представление о «красивой» жизни; формируют потребительские вкусы и дают представление об общей идеологической позиции. К сожалению, современные масс – медиа «заманивают» юных украинцев в небезопасную среду. Время, которое дети проводят перед экраном телевизора или монитором компьютера, по продолжительности приближается, а иногда и превосходит время пребывания в школе. При этом для школьника не составляет сложности выбрать ту или иную телепередачу или сайт, часто не осознавая последствий, которые может нанести искаженная, противоречивая информация его неокрепшей психике. Дети воспринимают масс-медиа как форму отдыха и развлечения.

ІІ. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Поэтому задача учителя – грамотно применить эти средства для обучения и воспитания. Необходимо на учебных занятиях научить детей осмысливать и анализировать полученную информацию, развивать и воспитывать культуру понимания медиа текстов, формировать критическое отношение ко всей медиа продукции, которую они слышат и видят каждый день. Для достижения целей и задач, диктуемых временем, следует использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, способствующие всестороннему развитию личности школьника и формированию его медиа грамотности.  Нашим учащимся уже недостаточно книг и простого общения. Им необходимы современные гаджеты, Интернет и мобильный учитель, владеющий современными технологиями. Так почему бы этим не воспользоваться и не сделать гаджеты средством повышения уровня образования?

ІІІ. ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ С МЕДИАОБРАЗОВАНИЕМ

Стремительные изменения – одна из основных характеристик современного общества. Внедрение в систему работы учителя элементов медиаобразования,  я считаю, дает большие преимущества:

  • Способствует формированию учебной мотивации участников процесса, навыков общения.
  • Обеспечивает оперативную обратную связь, больше возможностей для оказания помощи каждому ученику.
  • Позволяет достичь высокой активности всех участников, дает возможность каждому из них использовать свои знания.
  • Создает условия для анализа личного опыта каждого ученика.
  • Способствует успешному формированию у детей позитивных качеств:

- способность быстро адаптироваться в нестандартных условиях;
- готовность брать на себя ответственность;
- способность устанавливать межличностные контакты, обмениваться информацией, правильно распределять и организовывать работу;
- умение предупреждать конфликтные ситуации, разногласия, избегать повторения ошибок;
- способность четко высказывать свои суждения и убедительно излагать

ІІІ. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Принимая участие в областном конкурсе «Учитель года – 2014», я по­знакомилась с Челомбитько Татьяной Леонидовной, учителем зарубежной литературы Харьковской гимназии №14, которая использовала элементы медиа образования на своих уроках.  Дойдя до финала, я не только презентовала свою работу, но и приобрела неоценимый опыт по формированию ключевого навыка ХХІ столетия – медиа грамотности.

Самостоятельно изучая работы Т.Бакка, С.Бойко, В.Иванова, О.Волошенюк, Г.Дегтяревой, Т.Челомбитько – гуру медиа образования – пришла  к выводу: сейчас уже нельзя работать по-старому, надо искать новые педагогические технологии, чтобы дети совсем не утратили интерес к моему предмету, чтобы помочь им адаптироваться в современном информационном пространстве.

Всегда говорю своим ученикам, что уроки литературы – это «уроки жизни». А согласиться с моим утверждением может только компетентный читатель, телезритель, который понимает, что подача материала в популярных медиа не всегда точная и исчерпывающая.

Уроки литературы всегда влияют на эмоциональную сферу ученика. Поэтому часто практикую фрагментарный показ литературных экранизаций и предлагаю обсудить увиденное. (Например, при изучении сказки Дж. Р. Киплинга «Маугли» - 5 класс; повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» - 7 класс; комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» - 8 класс) Хотелось бы обратить внимание на то, что просмотр и обсуждение экранизированной версии любого художественного произведения возможны только после прочтения самого произведения, а не вместо него.

При этом ребята учатся сравнивать литературное произведение с экранизацией, учитывая возможности каждого вида искусства; формируется аналитический подход от прочитанного к увиденному. После обсуждения выполняются практические задания. (Приложение1).

Скучное изучение биографии мы превращаем в увлекательное составление киножурнала (заочной экскурсии по родным местам писателя).
Создание афиш, фотоколлажей позволяет моим ученикам не только проявлять творческие способности (художника, фотографа), но и находить важные, значимые детали при прочтении произведения. (Приложение 2).

Глубоко уверена, что такой подход к анализу художественного произведения и медиа текста позволит учащимся в дальнейшем научиться критически относиться к любым текстам медиа (газетным статьям, телепередачам, видеоклипам и т.п.), формировать свое мнение и отношение к явлениям действительности, понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию их сознания со стороны средств массовой информации.

Уроки русского языка также дают большие возможности для интеграции с медиа образованием. Именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, анонсы, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное и уважительное отно­шение к слову. Дети с удовольствием участвуют в подборке, обработке материала, создании электронных презентаций и публикаций. Мы работаем с текстовыми и графическими редакторами, в программе Power Point, проходим тесты и выполняем интерактивные задания в режиме online.

На уроках русского языка в 5-7 классах в качестве альтернативы словарному диктанту я использую коллективную работу по отработке орфографической зоркости. А чтобы привычный вид работы не стал рутиной, провожу игру «Шкатулка словарных слов» с использованием интерактивной презентации, созданной в программе «Microsoft Office PowerPoint». Это своего рода тренажер, работающий с помощью гиперссылок. В случае правильного выбора написанная программа отсылает учащихся к слайду, содержащему одобрительную оценку. Если же ребята не помнят правописание, на слайде появится рекомендация подумать еще. В этом случае целесообразно озвучить правило еще раз. Интерактивный характер тренажера помогает получить от учащегося эмоциональный отклик. Ребенок видит свои промахи и успехи, учится адекватно оценивать свои знания.

Очень любима учениками такая форма работы, как «Лингвистическая визитка». Это своего рода «визитная карточка» изучаемой части речи, например, причастия (7 класс), с «именем, отчеством, фамилией, «местом работы, «занимаемой должностью», «домашним адресом». (Приложение 3).  Исходя из «визитки» придумываем лингвистическую сказку, предварительно рассмотрев ее особенности (Приложение 4) и составив алгоритм создания (Приложения 5,6).

Часто практикую проведение уроков русского языка с использованием элементов ноосферного и медиаобразования. (Приложение 7,8)

Акция «Поймай ошибку» позволила моим ученикам создать «банк ошибок», «пойманных» в Интернете, в СМИ, в объявлениях (ребята делали скриншоты интернет-страницы, фотографии газетной или журнальной статьи, объявления). Эта акция принесла неплохие результаты: мы стали ВИДЕТЬ ошибки, а значит стали грамотнее, что немаловажно в наше время.

На своих уроках использую дидактические задания, формирующие медиа образовательные умения и навыки:

6 класс, тема «Обращение». - Названия песен, кинофильмов, книг, статей в газетах и журналах, передач по радио и телевидению включают в себя обращения. Найдите и выпишите подобные названия из источников информации, выделите.

8 класс, тема «Односоставные предложения». – Подберите из сборника пословиц (или словаря афоризмов) пословицы (или афоризмы), выраженные неопределенно-личными и определенно-личными предложениями (в два столбика).

6 класс, развитие речи. - При подготовке к устному сочинению «Мой любимый вид спорта» ребята получают различные задания:
- составить обзор радио или телепередач под рубрикой «Спортивные новости»;
- записать фрагмент телепередачи, фильма или реальной игры, который отоб­ражает какой-либо момент того вида спорта, который вы знаете и любите. Опишите его. (Фрагмент демонстрируется и комментируется на уроке).
- принести на урок фотографии, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, отображающие фрагменты на тему «Мой любимый вид спорта».

В старших классах необходимо обучать умению трансформировать информацию, видоизменять её объём, форму, знаковую систему, носитель, исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена.

Для того чтобы учащиеся обрели это умение, необходим целый цикл практических упражнений и творческих заданий, например, таких, как:

  1. Изложение предложенной информации в форме:
    а) послания в будущее. При изучении сказки-притчи А. Экзюпери «Маленький принц» учащиеся пишут «Послание потомкам» от имени Маленького принца.
    б) послания в прошлое. Готовясь к сочинению «Книга в моей жизни», восьмиклассники пишут Робинзону Крузо, высказывают своё личное отношение к проблемам, поднимаемым в романе. (Приложение 9)
  2. Пресс-конференция с автором (5 класс. Тема «Диалог»)
    Предварительно ученики получают домашнее задание познакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступив в роли журналистов. В роли автора выступает подготовленный ученик, увлечённый творчеством писателя. Пресс-конференцию предлагаю стенографировать в виде диалога.
  3. Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы.

Старшеклассники с удовольствием используют возможность заявить о себе. Поэтому задание написать сочинение в разных форматах неизбежно вызывает интерес. Так появились сочинения в электронной версии, иллюстрированная поэзия, аудиофайлы, на которых ребята сами читали стихи и сами же снимали видеоролики.

Кроме того, работа в качестве журналиста (при написании статьи) или критика, рецензента (при написании аннотации, рецензии) превращает скучное и не очень любимое задание в интересную форму работы.

IV. ИТОГИ

Современный этап развития Украины требует формирования личности, в которой гармонично объединяются способность критического мышления, базовые знания, желания их совершенствовать, оперативные умения и навыки, дающие возможность осуществить личную социализацию, гражданскую позицию, гуманистическое мировосприятие.

Убеждена, что каждый настоящий учитель должен формировать собственную педагогическую систему, которая поможет создать лучшие условия для получения знаний и применения их в жизненных ситуациях.

Что же дает использование элементов медиаобразования на уроках русского языка и литературы моим ученикам?

Во-первых, на уроке возникает атмосфера успеха: дети учатся критически мыслить, развиваются их творческие способности.

Во-вторых, это делает урок современным , интересным и насыщенным.

В-третьих, и это главное, использование элементов медиа образования позволяют мне,  как учителю:

- защитить детей от потенциально вредных эффектов медиа;
- сформировать у учащихся навыки коллективной деятельности и диалогового общения, активной жизненной позиции;
- воспитать такого потребителя медиа, который эффективно удовлетворял бы свои потребности, используя средства массовой коммуникации.

Очень надеюсь, что мои ученики, овладевая навыками медиаграмотности, смогут:

- получать новую информацию об окружающем мире;
- создавать информацию;
- критически мыслить;
- использовать медиа для самовыражения и творчества, соблюдая основы безопасности и ответственности.

Приложение 1

Образец заданийпосле просмотра фрагмента мультфильма «Маугли»(серия «Последняя охота Акелы» по сказке Дж. Р. Киплинга «Маугли»)

  1. Нарисовать свои впечатления от фильма или произведения.
  2. Ответить на вопросы:

а) что добавил мультфильм к вашему восприятию книги?
б) какие характеры зверей, на ваш взгляд, наиболее ярко представлены в мультфильме?
в) что такое анкас? (Острое орудие погонщиков слонов)
г) становится ли в мультфильме, в отличие от рассказа Киплинга, основным предметом пользования?
д) какое горе в рассказе Киплинга принес анкас? (Погибли люди, убивая друг друга из-за желания обладать драгоценным предметом)
е) как вы думаете, почему авторы не включили этот эпизод в мультфильм?
ё) а как поступили бы вы, будучи авторами?

  1. Написать сочинение-миниатюру «Мир джунглей в мультфильме и книге. Мои впечатления»

Приложение 2

Урок литературы в 11 классе

Тема: А.П.Чехов – драматург. Новаторство драматургии. Пьеса «Вишневый сад»: история создания и проблема жанра.

Цели урока:

- определить, в чем заключалось новаторство Чехова как драматурга;
- раскрыть основные черты его пьес;
- познакомить с историей создания пьесы «Вишневый сад»;
- рассмотреть проблему определения жанра пьесы;
- развивать навыки работы с литературоведческими терминами, умение аргументировано отстаивать свою позицию;
- воспитывать интерес к творчеству Чехова.

Оборудование: текст пьесы «Вишневый сад», мультимедийная презентация, раздаточный материал («Кладовая подсказок»), листы оценивания.

Тип урока: урок восприятия, формирования знаний; систематизация  изученного

Ход урока:

1. Организационный момент:

 (Слайд 1) Мы встретились сегодня первый раз.
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.

- Добрый день! Меня зовут Надежда Павловна! Я у вас проведу урок литературы.

  1. Актуализация опорных знаний:

Бывают эпохи, времена, годы, когда та или иная часть классического наследия начинает жить особенной живой жизнью среди людей новых поколений. Имена великих писателей прошлого, как ометы: существуют они всегда, но временами приближаются к нам и вспыхивают на нашем небосклоне особенно ярко.

(Слайд 2) Творчество Антона Павловича Чехова, с которым мы продолжаем знакомство, в наше время окружено необычайным вниманием. Ведь для большинства современников Чехов – это не просто классик, а действительно, любимый писатель, которого они знают, и чье слово стало частью умственного и духовного опыта. А посему, перефразируя цитату романа Булгакова «Мастер и Маргарита», хочу обратиться к ценителям и почитателям Чехова, надеюсь, что это вы и есть: «Вперед, читатель, кто вам сказал, что вы не знаете творчества Чехова, докажите, что это не так».

(Слайд 3) У вас на партах и на экране вопросы небольшого теста по биографическим и творческим сведениям А.П.Чехова и буквально 3-4 минуты на выполнение.

Тест

(А.П.Чехов. Биографические и творческие сведения)

  1. Какие обязанности выполнял А.П.Чехов в детстве в церкви, куда заставлял ходить его отец?
  2. На каком факультете учился Чехов в Московском университете?
  3. Как называется первый рукописный журнал А.П.Чехова?
  4. Назовите, какие вы знаете псевдонимы А.П.Чехова?
  5. Назовите увлечения А.П.Чехова, кроме литературы, интерес к которому не угас на протяжении всей жизни.
  6. Каков итог путешествия А.П.Чехова на остров Сахалин?

- Отвечать можно на этих же листочках, нумеруя ответы.

(3-4 минуты на выполнение теста)

(Слайд 4) На экране ответы на тестовые вопросы.

Ответы на вопросы теста:

  1. Пел в церковном хоре.
  2. Медицинский факультет Московского университета.
  3. «Зритель»
  4. Антоша Чехонте, Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки.
  5. Театр.
  6. Книга очерков «Остров Сахалин».

- Сделайте самопроверку.
- Свой максимум, пока, 6 баллов или немножко меньше, вы уже положили в «копилку оценивания». Возьмите «Лист оценивания знаний и умений», напишите фамилию, имя и поставьте то количество баллов, которое вы получили за тест.

  1. Мотивация учебной деятельности:

(Слайд 5). В стихотворении поэта Андрея вознесенского «Из Мексики» говорится о непостижимом чеховском «Вишневом саде»:

            Сад этот заполонил все столицы,

            Его не вырубить и не постичь…

Действительно, последняя пьеса Чехова стала самым знаменитым произведением мировой драматургии ХХ века, её ставили и продолжают ставить все драматические театры мира. Казалось, что более, чем за 100 лет многое должно было устареть и стать непонятным, однако «Вишневый сад» продолжает притягивать зрителей, читателей неведомым магнитом.

  1. Объявление темы и цели урока.

(Слайд 5, затем сразу 6) Давайте попытаемся разгадать секрет успеха смысл названия пьесы Чехова; узнать историю создания произведения, раскрыть проблематику жанра.

- Запишите в рабочую тетрадь число, тему урока.

  1. Восприятие нового материала:

  1) Составление ассоциативного ряда

- Вы прочли пьесу?

(Слайд 7) А сейчас я попрошу вас абстрагироваться от её названия. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание «вишневый сад»? Запишите ассоциативный ряд в рабочую тетрадь. Что у вас получилось?

(3-4 человека зачитывают ассоциации. Наиболее удачные оцениваются добавочным баллом в «Лист оценивания…»)

(Слайд 8) А теперь обратимся к словам автора:

«Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания»

(А.П.Чехов)

- Ваши ассоциации близки к чеховским?

2) Анализ новаторства драматурга

(Слайд 9) А так ли все бело и нежно в самой пьесе. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы. Кстати, вспомните определение сюжета. (Ряд связанных между собой событий, положенных в основу художественного произведения)

(1 ученик передаёт сюжет пьесы. При удачном изложении получает 1 балл в «Лист оценивания…»: потеря вишневого сада, его продажа – катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелетные птицы).

- Все ли было понятно в пьесе?
- Да, если не учитывать новизны драматургического языка Чехова, многое в его пьесах, в том числе и в «Вишневом саде», будет казаться странным, непонятным, затянутым. В общем, так и воспринимали драмы писателя первые зрители. Отчего же такое непонимание? Сам драматург говорил о том, что поставил перед собой особую драматургическую задачу, которая требовала новых форм. Эта задача – максимальное жизнелюбие.
- Объясните эту задачу с помощью «Кладовой подсказок», которые есть у вас на партах.

(1 ученик зачитывает «Кладовую подсказок» №1)

«В пьесах нужно изображать жизнь, какая она есть, и людей таких, какие они есть; а в жизни не каждую минуту стреляются, … объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене.

Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». (А.П.Чехов)

- Вы увидели выполнение такой задачи в пьесе? Аргументируйте свой ответ.

(За яркие ответы ученики получают дополнительный балл в «Лист оценивания»)

- Кем же выступает Чехов? (Поможет тема урока)

(Слайд 10) Новатором!

- Я попрошу вас объединиться в группы по рядам, предложу найти «Кладовую подсказок №2», которая поможет вспомнить особенности традиционной дочеховской драмы. (Слайд 11)

Особенности традиционной дочеховской драмы

  1. Острое столкновение страстей, интересов героев.
  2. Во главе – внешнее действие.
  3. Присутствие главного героя и связанное с ним сквозное действие.
  4. Герой выявляет себя в поступках и действиях, направленных на достижение определенной цели.
  5. Четкая авторская позиция.

- Вам же предстоит отметить в рабочей тетради новаторские особенности драм Чехова

(Ребята работают в течение 4-5 минут. Затем, аргументируя каждую особенность драм Чехова, перечисляют их. Перед 6, 7 задать вопрос:

- Не добавили ли вы свои, замеченные вами особенности? (Яркие ответы заслуживают на оценку!)

(Слайд 12, надписи появляются по очереди):

Новаторские особенности драм А.П.Чехова

  1. Нет острых конфликтов, столкновений, борьбы.
  2. Напряженное богатое внутреннее действие, (то, что В.И.Немирович-Данченко обозначил «подводным течением», т.е. дистанция между тем, что сказано в тексте и тем, что показано на сцене).
  3. Многогеройность. В пьесах отсутствует главный герой, но пьесы при этом не рассыпаются, не теряют целостности. (Полифоничность произведения).
  4. Герои раскрываются не в борьбе, а в монологах-самохарактеристиках.
  5. Размытость авторской позиции.
  6. Большая роль психологического подтекста. (Психологический подтекст – не выраженный явным образом смысл текста, который читатель восстанавливает на основании психологической, эмоциональной направленности между героями).
  7. «Атмосфера глухоты» (Персонажи в драмах Чехова лишены взаимопонимания. В диалогах они слушают, но не слышат друг друга, т.к. слишком поглощены собой)

3) Сообщение учителя об истории создания пьесы «Вишневый сад»

- Чехов создал около 20 пьес, последней из которых стала «Вишневый сад». Произведение было задумано в 1901 году. (Слайд 13) В нем отразились многие жизненные впечатления, связанные с воспоминаниями о продаже отчего дома в Таганроге, (слайд 14) об имении Линтварёвых, близ Сум Харьковской области, где отдыхал в 1888-89гг.

Именно здесь, в большом вишневом саду помещиков Линтварёвых, встретив две весны своей жизни, Чехов видел множество запущенных и умирающих дворянских усадеб. Здесь Антон Павлович понял, что дворянство повсеместно разоряется, безумно проживает средства и вытесняется все более крепнущим «третьим сословием». Из этого наблюдения и родился замысел пьесы.

(Слайд15) Правда, долгое время произведение существовало без названия. Станиславский, следя за процессом работы Чехова над его последней пьесой вспоминал: «Послушайте, я же нашел чудесное название пьесы. Чудесное,»- объявил он, смотря на меня в упор. «Какое?» - заволновался я. «Вишнёвый сад», - и он залился радостным смехом. После этого свидания прошло несколько дней или недель. Как-то во время спектакля он зашел ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. «Не вИшневый, а вишнЁвый сад», объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук Ё в слове вишнЁвый, точно стараясь с её помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе»

- Как, по-вашему, почему именно «вишнЁвый», а не «вИшневый2, как это тогда было принято и как вообще характерно для русских прилагательных этого типа: грУшевый, Яблоневый, слИвовый?

(«вИшневый – деловой, коммерческий, приносящий
доход; «вишнЁвый» - поэтический, он не приносит
дохода, но хранит в себе и своей цветущей белизне
поэзию былой барской жизни»)

- Значит, «Вишневый сад» - символ?
- Символ чего?

(На доске изображено дерево, на котором написано «Вишневый сад», добавляем «деревья»-символы от основного. Символ высочайших ценностей человека- ценности красоты, человечности, детства, родины, национальной культуры.)

- Осенью 1903 года пьеса была завершена. А 17 января 1904 г. На сцене Московского Художественного театра состоялась премьера. Станиславский писал Чехову: «Пьеса очень трудна. Её прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка, заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия».

- Почему пьеса трудна?

4) Определение жанра пьесы «Вишневый сад»

- Вы отметили, что мы называем «Вишневый сад» пьесой, произведением, но не указываем… (жанр!). Совершенно верно.
- Какие вам известны жанры драмы как рода литературы?

 (Слайд 16) Дайте краткие определения каждому из этих жанров.

-Задание учащимся: Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Вишневый сад – это…», где аргументируете, к какому жанровому определению пьесы Чехова склоняетесь лично вы.

(Слайд 17. Работа приблизительно на 4-5 минут. Зачитываем сочинения с различными мнениями. Яркие получают добавочные 2 балла за творческую работу)

- Как определяет жанр пьесы сам Чехов?

(Обратитесь к «Кладовой подсказок №3»)

«Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».

(Из письма А.П.Чехова к О.Л.Книппер от 7 марта 1901г.)

 «Вся пьеса веселая, легкомысленная». (А.П.Чехов)

- Значит, по утверждению Чехова, - это комедия. Как вы думаете, почему?

(Комедия представляет многие жизненные события в смехотворном виде, использует множество комических приемов)

- Приведите примеры использования комических приемов в тексте.

(«Лист оценивания»

У Чехова большинство персонажей говорят смешно
и нелепо; попадают в комические ситуации;
драматург изображает комедийно-фарсовые сцены
(вспомните удар палкой Вари Лопахина).

- Да и свою супругу, Ольгу Леонардовну, игравшую Раневскую, Чехов уверял: «Ты будешь играть глупенькую».
- Но с таким определением жанра никак не хотел соглашаться К.С.Станиславский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…».
- Может, «трагикомедия»? Но для этого не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений. В этом случае должны быть сильные характеры, но какие сильные характеры у безвольных, разуверившихся героев?
- Видите, и вы тоже разошлись во мнениях. Но безвыходных ситуаций не бывает. Вывод нам помогут сделать литературоведы, большинство которых склонились к мысли, что пьеса Чехова – это «лирическая драма».
- Постарайтесь дать самостоятельное определение этому жанру.

(За правильные ответы – балл в «Лист оценивания»)

- Давайте обратимся к определению литературоведов

(Слайд 19) «Лирическая драма» - произведение, в котором сюжет раскрывает не борьбу персонажей между собой, не борьбу человека с внешними обстоятельствами, а борьбу чувств; и строится оно на развитии и смене настроений, развертывается не в логической последовательности, а по ассоциативным связям».

Применение знаний, умений, навыков:

(Слайд 20) Ребята, обратили ли вы внимание, сколь нова, интересна и необычна по жанру пьеса Чехова, с которой мы начали знакомство. Надеюсь, что у вас появилось желание познакомится с ней поближе.

- Как, на ваш взгляд, почему эта пьеса живет? Отчего продолжают ставить «Вишневый сад» знаменитые режиссеры многих европейских стран. В чем её актуальность?

(Баллы заносятся в «Лист оценивания»)

(Слайд 21) Первый режиссер Харьковского драматического театра имени А.С.Пушкина Николай Васильевич Петров ставил «Вишневый сад». Второй режиссер – Александр Сергеевич Барсегян – создал спектакль «Чехов смеётся» - по одноактным комедиям Чехова. Сейчас постановок по Чехову в театре нет.

- Вам предоставляется возможность оформить афишу спектакля «Вишневый сад», который, смеем надеяться, получит жизнь на подмостках Харьковского драматического театра, где будут учтены сведения, полученные на уроке. У каждой группы есть все необходимое.

(Выполнение творческих работ – 5 минут.  Их презентация)

  1. Рефлексия. Подведение итогов:

(Слайд 22) Замечательный писатель, удивительный драматург Антон Павлович Чехов. Сколь нового он внес в развитие литературы. Подводя итоги урока, предлагаю поработать в парах и высказать свое мнение в виде СЕНКАНТА.

(Слайд 23) Для тех, кто подзабыл, на экране

Схема сенканта

  1. Слово (тема)
  2. 2 слова (прилагательные)
  3. 3 слова (действие)
  4. Фраза из 4 слов.
  5. Слово (синоним темы)

(Презентация сенкантов)

8. Домашнее задание: (Слайд 24)

Общее задание: дочитать пьесу «Вишневый сад».

Задания по группам:

1 группа – сформировать персонажей пьесы по возрасту;

2 группа – сформировать персонажей пьесы по социальному происхождению.

Задание по желанию: сформировать персонажей пьесы по своему признаку.

(Слайд 25) Я благодарна вам за урок. Очень надеюсь, что вы получили определенный запас знаний, который реализуете на последующих уроках литературы, а цели урока нами достигнуты.

В «Листах самоконтроля» выставьте себе оценку из суммы баллов, полученных за урок, а я с удовольствием перенесу вам её в дневник.

Приложение 3

«Лингвистическая визитка»

Имя, фамилия, отчество – Причастие = Глагол + Прилагательное

Место работы – предложение

Занимаемая должность – определение, сказуемое

Домашний адрес - Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита и т.п.

Приложение 4

Особенности лингвистической сказки

- Лингвистическая сказка объясняет вам законы языка.
- Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определенные устойчивые выражения.
- Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.
- Композицию лингвистической сказки составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.
- В лингвистической сказке в концовке говорится о лингвистических понятиях. Делается вывод из того, о чем в сказке рассказывалось.

Приложение 5

Алгоритм создания лингвистической сказки

- Определи, для кого сказка и в какой ситуации будет рассказана.
- Выбери лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии, дополнительный материал.
- Подумай, какие герои будут действовать.
- Продумай композицию и сюжет.
- Составь план.
- Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
- Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
- Отредактируй текст, не забывая о том, что это сказка.
- Подго